newchipo (newchipo) wrote,
newchipo

Сплав 2010 по реке Нугуш (Дни 3 и 4)

Продолжу писать о прошлогоднем водном приключении. К сожалению, после большого перерыва мой расказ не будет похож на выдержанное вино, а скорее выглядит как увядший букет полевых цветов. Подробности сплава выветрились из головы, а краски воспоминаний выцвели. Меня спасает описание хронологии событий, которое я составил сразу по приезду и хмурые фотографии. Но я точно помню, что впечатления от третьего и последующих дней хмурыми не были. Моё самочувствие улучшилось, я согрелся, высох и успокоился.

Третий день путешествия начался с позднего подъёма и долгих сборов. Пока мы собирались по реке мимо нас проплыли несколько групп катамаранов. Обычно если группа не коммерческая, то её персонажы ведут себя дружелюбно. Громко здороваются, спрашивают из какого вы города. Всё это мимоходом, без остановки. Коммерческие группы ведут себя очень тихо и сосредоточено. Стараются вас не замечать и не отвечать на ваши выкрики. Как правило коммерческую группу видно из далека, т.к. все их члены одеты в одинаковые спасжилеты и каски.

К сожалению, фототехника, которой я был оснащён меня подвела и не передала и сотой части окружавших нас красот. Да и есть ли вообще фототехника способная на это, я не знаю. Пейзажи были захватывающие. Например, вот эти скалы ярко зелёного цвета.

Вадик тоже снимает.

Катамаран со всем нашим скарбом и наименее ценный член команды, т.е. я.

В деревне Гелиокберово в основном начинают сплав по Нугушу коммерческие маршруты и те кто не смог добраться до деревни Бретяк, о ужасах дороги в которую я уже писал. Здесь у нашего Ирика жили какие-то родственники и мы попросили его зайти к ним за хлебом. Ирик отказывался, боялся что их гостеприимство и радость от его появления будут настолько сильными, что к нам он сможет вернуться не скоро. Мы не поверили и уговорили его.

Парни отдыхавшие на этой деревенской набережной как раз и оказались теми самыми родственниками. Они посадили Ирика в люльку мотоцикла и с криками и улюлюканием умчали его в глубь башкирской деревни. Вернули его довольно быстро. Проплыв ещё около 20 километров разразился мощный, но недолгий ливень после чего на реке появилась красивая радуга. Уже смеркалось и мы встали на очередную стоянку.

Через какое-то время вдалеке в лесу послышался странный звук. Похожий на звук бензопилы. Звук то утихал, то становился громче. Мы терялись в догадках, но не долго, скоро всё стихло. Зато ещё через какое-то время на берегу реки послышался разговор и появились два силуэта. Люди подошли к нашему костру и спросили где Ирик. Это оказались его деревенские друзья, которые жаждали выпить за встречу и уже плохо стояли на ногах. Зная местные традиции и характер своих друзей, Ирик поспешил увести товарищей подальше от лагеря в лес и пропадал там какое-то время. Вернулся один. Башкирское гостеприимство страшная вещь, которой лучше не злоупотреблять. Эти товарищи в невменяемом состоянии на мотоцикле по лесу, где нет никаких дорог, проехали более двадцати километров только, чтобы выпить рюмочку с другом.

Первое мая 2010 года.

Утро четвёртого дня пути порадовало голубым небом. В первой половине дня мы добрались до деревни Верхний Нугуш, в которой решили сделать небольшую остановку и попробовать купить немного местной достопримечательности - башкирской медовухи.

10:

11:

Возле стоянки нашей бригантины сразу возник абориген и кое как полужестами полусловами объяснил нам, что хочет поменять свой башкирский мёд в сотах на нашу русскую водку. К сожалению водки у нас была всего одна бутылка и та в медицинских целях. Мы очень сокрушились этому факту и предложили вместо водки рубли. На что получили ответ, что деньги здесь не имеют никакой ценности, ближайший магазин находится за сотней километров мало проходимых гор, а местные живут натуральным хозяйством и обменом.

12:

Но всё же в деревне ещё были люди, которые хотели накопить на спутниковую тарелку и начать смотреть по пятницам Поле чудес. Они пытались нажиться на проплывающих мимо туристах, предлагая купить, например, медовуху. Ирик и Айрат отправились за покупкой, но вернулись не с чем. За медовуху пытались выдать обыкновенную бражку, разбавленную мёдом.

13:

Пока мы ждали наших товарищей, можно было полюбоваться идиллической картиной пасущихся горных барашков на одной стороне реки.

14:

И горных коров на другой.

15:

Отчалив от берегов Верхнего Нугуша, буквально за следующим же поворотом, в какой-то сотне метров от деревни с её идиллической картинкой случилась самая захватывающая хотя и очень кратковременная встреча. Вот точно в таких же кустах как на фотографии ниже появилось какое-то движение. По кустам бежала большая собака, но бежала странно. Она переваливалась с двух передних лап на две задние. Среди кустов нельзя было точно разобрать кто это, но движения показались мне до боли знакомыми. И тут меня осенило! "Медведь!" - прохрипел я, остолбенел и стал тыкать пальцем в кусты. Никто мне не поверил. Я был единственный член команды, который в сплаве был первый раз. Для остальных это был стотысячный по счёту сплав и никто кроме охотника Ирика медведя в естественных условиях ни разу не видел. Но тут животное наконец-то выбежало из кустов на берег реки и встало на задние лапы с интересом глядя на нас. Это был медвежонок. Секунд десять он посмотрел на проплывающих мимо людей и упрыгал обратно.

16:

Ещё одна удивительная встреча произошла чуть позже. Вот эти домики под большим серым небом, это деревня Кашаля. Она и на карте обозначена. Но на самом деле, там всего один жилой дом в котором живёт девяносто летний дед, один с двумя собаками. Электричества нет, как нет и никаких дорог ведущих к деревне. Только река. Если честно, я позавидовал такой жизни. Никакой цивилизации, никакого интернета, никаких новостей. Если настанет конец света, дед ничего о нём не узнает.

17:

Одна из собак после встречи в лесу с рысью стала полностью слепая и глухая. Ориентируется только по запаху.

18:

Живёт он огородом, мёдом и охотой. Делает всё сам. Муку сам, хлеб сам, мясо сам, даже алкоголь сам. Алкоголь добывается из мёда. За помощь с поднятием из погреба и установкой в огороде ульев нам вручили две полтора литровые бутыли настоящей медовухи. А два товарища - Ирик и Айрат уже во время процесса успели ещё одну бутыль влить в себя. Что в дальнейшем привело к одному неприятному происшествию.

Дело в том, что медовуха пьётся легко и также легко и незаметно приводит человека в состояние ватной куклы. Если товарищи принявшие на грудь в катамаран смогли как-то погрузиться, то на греблю их сил уже не хватило. Они мгновенно отрубились и заснули. Это и сыграло злую шутку. В одном из резких поворотов реки с подводными камнями и сильным течением Вадик не расчитал с глубиной погружения весла в воду и его просто вырвало течением с катамарана и катапультировало в реку.

Пришлось срочно приставать к скалистому берегу, вылавливать и переодевать Вадика. Сам он не пострадал, зато пострадал его фотоаппарат. Спящие товарищи даже не поняли, что произошло, очнулись уже на берегу и были очень бодрыми и позитивными, пока снова не оказались на катамаране.

19:

А дальше было одно из самых красивых мест в нашем путешествии. Называется оно Пятилистник. Если смотреть на это место с воздуха, то рисунок реки огибающей пять горных склонов напоминает пять лепестков цветка. Место это популярное и оживлённое. Но попасть туда можно, только тем же маршрутом по которому добрались к нему мы. У первого лепестка, мы оставили катамаран и начали подъём на верх.

20:

Первый этап подъёма дался легко. Карабкаться по очень крутому склону было не просто, но больше меня пугала перспектива встречи с клещами, благо пробираться приходилось через густой кустарник.

21:

Отважная женская половина команды.

22:

Айрат ещё не отошёл от медовухи. Было безумно страшно смотреть, как он почти не держась нормально на ногах, бодро прыгал с камня на камень, показывая стиль пьяного альпиниста. После увиденного я поверил, что старые фильмы с Джеки Чаном это правда.

23:

24:

Справа каменный изгиб первого лепестка пятилистника.

25:

Как оказалось, это был не конец подъёма. Подняться нужно было вот на эту скалу, вершина которой виднеется за деревьями. Зрелище пугающее.

26:

Пугающим оно оказалось не только с виду, но и на практике. Весь мой стах относительно клещей пропал. Если клещ и укусит, то возможно ты и не умрёшь, а если и умрёшь, то не сразу. А когда карабкаешься на почти отвесную скалу, то есть риск умереть очень быстро.

Весь подъём меня сопровождал резкий запах не то газа не то бензина. Как потом выяснилось, так пахнет дикий чеснок.

27:

Страх подъёма был многократно компенсирован открывшейся со скалы картиной. Видите этот узкий перешеек между рекой? Он кажется маленьким и не высоким, но можно сравнить с фотографиями с 21 по 24, они сделаны как раз с него.

28:

29:

30:

31:

32:

Налюбовавшись видами и спустившись вниз к реке, мы проплыли ещё немного и на третьем лепестке остановились на ночёвку. Место было не очень удачное, но уже сильно стемнело. К тому же на следующий день планировалась экспедиция в пещеру невдалеке от того места. Разбив лагерь, откушав туристической еды и наконец-то попробовав медовухи, полный впечатлений я отправился спать.

Продолжение следует...

Предыдущие части:
Сплав 2010 по реке Нугуш - Карта маршрута
Сплав 2010 по реке Нугуш (День 1)
Сплав 2010 по реке Нугуш (День 2)